Городецкая роспись – яркий и оригинальный жанр народного творчества

Городецкая роспись


В Городце мастера издавна расписывали вещи крестьянского обихода: сундуки, детскую мебель и игрушки, донца для прялок, дуги, сани и дp. В росписи вводились жанровые мотивы — быт крестьянина, купечества, пышные розы, животные, а также барсы и львы в парных изображениях.  Городецкая роспись делается по яркому фону — желтому, красному, синему, черному. Узор наносится прямо кистью, без предварительного рисунка, свободными и разнообразными мазками от широких до тончайших и виртуозных штрихов и линий. Процесс производства заканчивается покрытием изделия олифой. Городецкие мастера росписи любят цветы и разбрасывают их на поле росписи гирляндами и букетами. Иногда, по сюжету мастер вводит в композицию пышный занавес, подхваченный шнуром с кистями. Декоративности мотивов росписи соответствует и живописная манера, и многоцветность колорита.


Хохломская роспись и резьба по дереву — самые древние и наиболее распространенные виды русского народного искусства. Производство расписных деревянных вещей крестьянского быта в некоторых районах заглохло во второй половине XIX в. Так было в Мезени и других местах по Северной Двине. В Нижегородской области производство расписных изделий из дерева продолжает развиваться, находя новые формы изделий, приноровленные к быту советских людей и советских учреждений.


Городецкая роспись   яркий и оригинальный жанр народного творчества Рисунок11


Городецкая роспись   яркий и оригинальный жанр народного творчества Рисунок2


Хохломская роспись


получившая название от села Хохломы — бывшего скупочного пункта изделий мастеров Семеновского и Ковернинского районов Нижегородской области. В этих районах теперь находится ряд крупных промысловых колхозов и артелей, работающих и на внутренний рынок и на экспорт.


Хохломская роспись возникла из ложкарного промысла в XVIII и, возможно, даже в XVII веке и применялась на лучших сортах крестьянской посуды. Хохломская роспись — это сложный процесс горячей обработки изделий: точеная из дерева посуда грунтовалась, пропитывалась олифой, сушилась, затем покрывалась порошком олова и по этому «серебряному» фону расписывалась. Изделие после росписи снова покрывалось олифой, слой которой придавал изделию красивый золотистый колорит.


В росписи преобладал растительный узор «травка», причем рисунок мастера составляли так, чтобы металл фона оставался на листьях и цветах. Сушку в печи при температуре 60—70° выдерживают далеко не все краски, поэтому хохломская роспись ограничивалась красной киноварью и черной краской.


Хохломская роспись развивает мотивы народного искусства, соединяя его ритмическую основу и узорность с реалистическими элементами.


Вторая половина XIX века была периодом упадка хохломского промысла, в орнамент росписей проникли чуждые ему элементы якобы русского стиля. Изделия теряли прежний бытовой смысл, превращаясь в безделушки.