Имитация дерева
Дефицит в декоративных облицовочных материалах из древесины ценных и твердых лиственных пород (ореха, красного дерева, карельской березы, дуба, ясеня и др.) постоянно ставит перед наукой и производством вопросы об отыскании новых искусственных декоративных отделочных и облицовочных материалов, с помощью которых можно получать на отделываемых поверхностях рисунки текстуры древесины, идентичной или близкой к оригиналу – натуральной древесине.
Имитация дерева – отделка, искусственно воспроизводящая цвет и текстуру ценных декоративных пород древесины на древесине малоценных пород, не имеющих красивой текстуры, при отделке ДСтП, ДВП и фанеры.
Имитационная отделка может быть прозрачной и непрозрачной. При непрозрачной имитационной отделке естественная текстура древесины полностью скрывается и искусственно создается новая текстура путем нанесения лакокрасочных или пленочных материалов. Один из видов непрозрачной имитационной отделки – ламинирование ДСтП и ДВП (облицовывание с одновременной отделкой). При прозрачной имитационной отделке древесины малоценных пород используют красители близкие к цвету имитируемой породы древесины.ремонт мебели киев
Существует три основных метода имитационной отделки, применяющихся в промышленности:
- нанесение искусственного рисунка текстуры ценной породы древесины крашением или печатью непосредственно на поверхность древесины;
- облицовывание поверхности древесины и древесных материалов текстурной бумагой с последующей отделкой лакокрасочными материалами;
- облицовывание поверхности древесины и древесных материалов текстурной бумагой и пленками, которые напрессовываются на поверхность с одновременным созданием на них защитно – декоративного покрытия.
- Рис. 55. Схема станка для одноцветной имитационной печати: 1 – станина; 2 – ванна для красителя; 3 – ракель; 4 – печатный цилиндр; 5 – офсетный цилиндр; 6, 8 – подающие вальцы; 7 – деталь; 9 – вытяжная труба
Фотохимический метод заключается в нанесении на хорошо подготовленную поверхность деталей рисунка имитируемой породы древесины с помощью специальных фотошаблонов. Этим методом можно получать рисунки, состоящие из двух – трех цветов. Из – за ряда недостатков (низкого качества воспроизводимых рисунков, несовершенства техники и низкой производительности) этот метод не получил широкого распространения.
Вместе с тем в деревообрабатывающей промышленности применяется одно из направлений фотохимического метода имитационной отделки древесины, получившее название шелкографии – нанесение рисунка с помощью капроновой или шелковой сетки и резинового шпателя. Этим методом на поверхности изделий мебели наносят различные ритмические элементы узорчатых рисунков, представляющих собой как симметричные, так и несимметричные орнаменты геометрических фигур, растений и т.д.
Широко используется при отделке древесины типографская печать.
Имитацию методом типографской печати можно производить тремя способами – высокой, глубокой и плоской печати. Впервые метод глубокой типографской печати для имитации текстуры древесины ценных пород был освоен и применен в 1960 г. на Киевской мебельной фабрике им. Боженко, где был разработан и изготовлен станок для одноцветной имитационной печати (рис. 55). Работа станка происходит следующим образом. Печатная краска из ванны 2 забирается углублениями печатного цилиндра 4, излишки краски снимаются ракелем 3. Углубления печатного цилиндра представляют собой копию естественной текстуры древесины ценных пород, сфотографированную с натурального образца и перенесенную на металлическую поверхность цилиндра фотохимическим методом. При вращении печатного цилиндра имитируемый рисунок текстуры переносится на поверхность офсетного цилиндра 5, а затем на деталь 7, которая пропускается между резиновым подающим вальцом 8 и офсетным цилиндром 5.
На этой же фабрике совместно с институтами УкрНИИМОД и Укр – Гипромебель была разработана и изготовлена машина для двух – и трехцветной печати текстуры ценных пород древесины (рис. 56). Обрабатываемые детали из бункера 1 синхронно через каждые 20 с подаются на приводной роликовый конвейер с нижними, приводными, 2 и верхними, неприводными, 3 роликами. По роликовому конвейеру щит поступает к печатному агрегату 4, где валом 5 с полиуретановым покрытием на поверхность щита наносится фоновый рисунок. Краска на вал передается от цилиндра 6, а на него – из ванны 7. Далее щит проходит через сушильную секцию 8 и поступает к печатному агрегату 9, где на фон наносится основной рисунок. После подсушки в сушильной секции 10 на щит в печатном агрегате 11 наносится контурный рисунок, и щит поступает на роликовый конвейер приемного стола 12, где происходит подсушка текстуры. Затем щиты вручную снимают со стола и укладывают на ребро для окончательной подсушки. Высушенные щиты поступают на отделку.
- Рис. 56. Схема машины для трехцветной печати текстуры древесины ценных пород
Сущность имитационной отделки по способу глубокой печати заключается в том, что рисунок текстуры древесины обычно в две, три или четыре краски способом глубокой печати предварительно наносят на обрабатываемую поверхность древесины, после чего поверхность отделывают лаками по обычной технологии.