Удивительные изделия из камня

В Эрмитаже есть удивительный, сделанный из халцедона, скарабей с раскинутыами крыльями и лапами коршуна, которыми он сжимает иероглиф (вечность) и букет цветов. На крылья упирается ладья Тота с размещенным в ней символом этого бога — правим глазом и двумя уреями по двум сторонам. Над ними — лунный диск с изображением царя, находящегося между богами Тотом и Гором. Внизу прикреплены маленькие подвески в форме цветов и бутонов ло-90тоса, разделенных голубыми кружками. Предполагают, что эти подвески связаны с религиозными верованиями (или культом мертвых); золотые серьги в виде небольшой утки с раскинутыами крыльями, украшенные удивительными камнями и цветной смальтой и изготовленные в технике перегородчатой эмали, Тутанхамон носил в детстве.


Художественная обработка металла — искусство торевтики — (греч. слово — вырезаю, чеканю) зародилось в глубокой древности. Уже в Ш—II тысячелетиях до нашей эры искусные мастера Египта, Передней Азии, Эгейского мира изготовляли украшения, разнообразные сосуды, чаши и кубки, пышно украшенные рельефами и гравировкой. Для этого использовали благородные металлы — золото, электр (естественный сплав золота и серебра), серебро.Предпочтение отдавали золоту.


Природные свойства металлов — ковкость, мягкость и плавкость — определили технические приемы их ювелирной обработки. Ковкость лежит в основе чеканки, мягкость сделала возможной гравировку, плавкость — литье и зернь. В конце IV— I вв. до н. э. (эллинистический период) появился новый стиль, привнесенный в Грецию с Востока в результате походов Александра Македонского. Особенность памятников того времени — полихромия, стремление к ярким красочным сочетаниям. Украшения из золота инкрустированы драгоценными камнями, вставками цветного стекла и эмали.


В первые века н. э. полихромное искусство в античном мире достигает наивысшего расцвета и распространяется повсеместно. Богатейшую коллекцию составляют находки из сарматских курганов (I в. до н. э.). Среди них роскошная золотая Диадема (по форме напоминает античный головной убор — калаф) из золота (из кургана Хохлач близ Новочеркасска).


В эпоху «великого переселения народов» (VI—VII вв.) полихромный стиль получает дальнейшее развитие, Изделия декорируют крупными вставками альманднна или другими самоцветами, помешенными в напаянные гнезда. Цветная инкрустация нередко сочетается с накладным или штампованным узором и зернью. Другие изделия отличаются сплошным покрытием поверхности гранатами или имитирующим их красным стеклом. В эпоху Возрождения ювелиры изготовляли подвески и изделия из горного хрусталя. Широко применяли чеканку и гравировку по золоту, технику выемчатых и росписных эмалей, драгоценные камни, обладающие магическими чарами. В этот же период ювелиры широко используют жемчуг причудливой формы — «барочный». Природная неровность усиливает обычную перламутровую игру поверхности чередованием света и тени.