Нанесение рисунка на дерево

Нанесение рисунка на дерево


Аэрография по дереву отличается от обычного процесса отделки методом печатания только способом нанесения текстурного рисунка имитируемой породы.


Столярная и отделочная подготовка, а также окончательная отделка в обоих случаях по существу тождественны.


Особенность способа состоит в том, что в качестве инструмента для нанесения текстуры пользуются так называемым «аэрографом».


Аэрограф представляет собой пистолет-распылитель несколько видоизмененной конструкции: отверстие сопла имеет малый диаметр— от 0,4 до 1,2 мм, бачок для краски устроен поворотным и укреплен сбоку корпуса на изогнутой под прямым углом трубке.


Такое устройство бачка позволяет придавать распылителю любое положение, требуемое при работе.


Малый размер отверстия сопла допускает нанесение тонких и четких линий или более широких и расплывчатых в зависимости от удаленности распылителя от объекта отделки, скорости его перемещения и дозировки подачи краски на распыление.


Процесс имитации текстуры при помощи аэрографа можно подразделить на следующие операции:



  • нанесение фона (фонового грунта),

  • выполнение рисунка (линий),

  • наложение оттенков,

  • нанесение «пор».


Подбор цвета краски и соответственно рецептуры рабочих растворов по каждому этапу производят, руководствуясь оригиналом — образцом натуральной древесины, текстуру которой имитируют.


Нанесение фона


Фон наносят на предварительно подготовленную поверхность. Подготовка при имитации на древесине равномерной плотности (березе, ольхе и т. д.) может быть выполнена либо по схеме процесса, принятого для столярной отделки с использованием прозрачных материалов, либо при имитации на тех же породах, а также на хвойных — по схеме, принятой для малярной отделки с использованием непрозрачных материалов (см. выше раздел «Отделка методом печатания»).


Имитацию фона по малярной подготовке лучше выполнять непрозрачными масляными, масляно-казеиновыми красками, масляными эмалями и нитроэмалями. Рабочая вязкость красок Должна быть в пределах 3—4 сек. по воронке.


Перед употреблением краски обязательно фильтруют. Фоновый грунт наносят широкой струей, пользуясь распылителем любой конструкции, обычными приемами. Допускается нанесение Фона кистью (в случае работы с масляными красками). После каждого покрытия следуют сушка и шлифование сухим или влажным способом в зависимости от материала грунта.


Выполнение рисунка (линий)


Для воспроизведения рисунка пользуются укрывистыми красками на масляной, масляно-казеиновой или нитролаковой основе. В каждом отдельном случае следует учитывать возможное их применения в зависимости от материала фонового грунта; на пример, по фону, выполненному нитроэмалями, нанесение рисунка масляной краской не рекомендуется.


Краска для рисунка должна иметь вязкость 5—6 сек. по воронке. Допустимая дисперсность — не выше 5—10 микрон. Краски грубодисперсные быстро засоряют отверстие сопле аэрографа. Цвет для рисунка подбирают экспериментально применительно к выбранному оригиналу.


Работа аэрографом при нанесении рисунка, так же как и при нанесении в дальнейшем оттенков и «пор», требует навыков к художественного вкуса исполнителя.


Основные правила работы аэрографом сводятся к следующему:


Ось корпуса пистолета должна во время работы составлять угол в 60—70° по отношению к плоскости отделки.


Сопло распылителя должно перемещаться параллельно плоскости отделки.


Получение тонких четких линий достигается приближением сопла к поверхности на возможно более близкое расстояние (сопло почти касается поверхности); скорость перемещения распылителя при этом составляет 1—2 м/мин.


Для воспроизведения более широких и светлых полос расстояние сопла от поверхности или скорость его перемещения увеличивают.


Соответственно скорости и расстоянию сопла от поверхности одновременно регулируют подачу краски на распыление большим или меньшим надавливанием на курок.


Нанесение оттенков


Оттенки наносятся непосредственно после выполнения рисунка.


Для этой цели используют либо ту же рецептуру красок, что и при выполнении рисунка, либо подбирают другой цвет или состав краски применительно к цветовым особенностям имитируемой породы древесины.


Рабочая вязкость красок для нанесения оттенков должна быть в пределах 3—4 сек. по воронке НИИЛК, расстояние сопла от поверхности 150—200 мм, скорость движения пистолета 10—20 м в минуту, курок нажимают до отказа.


Нанесение «пор»


Чаше всего для этой цели пользуются черными красками на масляной основе. Распылитель относят на расстояние 250— 300 мм от поверхности и быстрым нажатием на курок «опыляют» поверхность. Затем размашисто ребром ладони смазывают точечные следы краски. В результате получают подобие «пор».


Полученную текстуру после сушки покрывают лаком (масляным, спиртовым или нитролаком, в зависимости от принятой технологии) с последующей располировкой политурой или пастами так же, как это выполняется при имитационной отделке методом печатания.


Следует добавить, что рассматриваемый метод позволяет имитировать фанерование с соответствующим подбором текстуры и инкрустацию различными породами. Для этого пользуются трафаретами или накладками, производя отделку по участкам. реставрация мебели своими руками

Аэрографический метод отделки не требует большого разнообразия оборудования, как это имеет место при выполнении имитации методом печатания.


Оба процесса отличаются значительной трудоемкостью. Что касается качества имитации, то в этом отношении каждый из рассмотренных методов имеет свои преимущества и недостатки.


Если текстура, выполненная методом печатания, в точности соответствует текстуре оригинала, то при выполнении ее аэрографом сходство это зависит не только от умения владеть прибором, но и от художественного вкуса исполнителя. Даже при наилучшем исполнении сходство с оригиналом получается приблизительным.


С другой стороны, способ аэрографии позволяет широко варьировать текстуру без повторения рисунка, чего нельзя или трудно достигнуть, пользуясь методом печатания с клише, клеевым раствором, сушат, шлифуют и вновь покрывают клеевым грунтом, не давая ему просохнуть; затем накладывают кальку, а после выдержки смачивают водой и отделяют бумагу.


Вместо клеевого грунта иногда применяют лаковый грунт, накладывая кальку на не вполне просохшую поверхность; в дальнейшем поступают, как было указано выше.


Высохшие детали покрывают лаком за три- четыре раза, шлифуют и располировывают.


При воспроизведении текстуры по методу декалькомании имеет место значительный процент брака, особенно при отделке больших поверхностей, вследствие чего этот метод не имеет большого распространения в производстве мебели.