Уроки резьбы по дереву приемы и техника

Все проекты этой книги представляют собой либо скульптурную, либо рельефную резьбу. Скульптурная резьба предполагает создание трехмерной фигуры, а рельефная – двухмерной. Несмотря на то что оба вида резьбы включают в себя различную технику и инструменты, в работе над ними вы пройдете четыре основные фазы. На этапе выборки контура эскиз помогает вам начерно обработать заготовку или определить контуры композиции (в случае рельефной резьбы). На стадии оформления вы снимаете лишнюю древесину, приближаясь к основным очертаниям. Во время детализации вы используете маленькие четкие надрезы, определяя детали одну за другой, пока общий вид не удовлетворит вас полностью. Наконец, на стадии отделки вы можете либо оставить проект как есть, либо выбрать один из видов полировки указанных выше.


Годы преподавания внушили мне мысль, что лучший способ чему-либо научиться – приступить к действиям. Поэтому для описания методов скульптурной резьбы по дереву эскизы я сначала покажу вам основные движения, которые необходимо освоить, а затем сразу допущу вас к проекту, который вы не сможете испортить. Этот проект называется Птица, ее основное достоинство состоит в том, что не может быть двух одинаковых птиц, и ее нельзя вырезать правильно или неправильно. Если вы сделали ошибку, не бойтесь изменить дизайн. Расслабьтесь и получите удовольствие. Вы не только сможете развить технические умения, необходимые для остальных проектов, но также узнаете о том, каких ограничений требуют ваши инструменты и материалы.


В работе над трехмерными фигурами нож обычно используется для создания формы. Существует пять типов движений.


 


Техника резьбы – надрез


Надрез – возможно, самое важное движение ножа. Он разделяет волокно, так чтобы в следующий раз нож легко проскользнул внутрь и не испортил дизайн.


 


Техника резьбы – прямой срез


Плавное прямое движение: нож скользит сквозь волокна, срезая длинные деревянные стружки. В сочетании с надрезом можно легко обозначить основную форму фигуры.


Техника резьбы


При выборке углублений в тесных участках необходим особый контроль. Направьте лезвие ножа от себя, а большой палец другой руки используйте как точку опоры на обратной стороне лезвия. Затем вонзите нож в заготовку, в то же время оттягивая назад рукоятку. Таким образом можно убрать лишнюю древесину.


Во время обстругивания нож движется в направлении большого пальца руки, которая держит инструмент; большой палец в это время придерживает заготовку. Будьте осторожны: обмотайте ваш палец защитной лептой или используйте перчатку.


 


Техника резьбы


Круговые движения в сочетании с подрезанием используются на неровных изогнутых участках, когда нужно «вычерпать» лишнее дерево. Лезвие ножа при этом движется поперек волокон, что делает поверхность ровной.


Большое количество движений приходится осуществлять кончиком ножа. Когда вам нужно выполнить небольшое углубление или изгиб, держите нож вертикально, чтобы ничто не мешало движению лезвия. Используйте кончик ножа также в тех случаях, когда необходимо сделать дырку или проработать детали. Вырезать вдоль волокон всегда легче, чем поперек. С приобретением опыта вы будете сами чувствовать, когда вы режете вдоль, а когда поперек. Когда опытный резчик понимает, что лезвие движется поперек волокон, он автоматически поворачивает дерево на 180 градусов.


 


Техника резьбы


Еще одним важным движением является подрезание. Оно используется для создания тени, придающей вашему изделию глубину. Особенно часто применяется в рельефной резьбе по дереву. Подрезание можно представить как надрез, сделанный под углом. Скользящее движение, устраняющее лишнюю древесину, заканчивается под основным узором.


 


Техника резьбы


На первом рисунке показано, как скользящее движение завершается вертикальным надрезом. На втором рисунке вы видите, как выглядит подрезание.


 


Техника резьбы – подрезание


На первом рисунке показано, как скользящее движение завершается вертикальным надрезом. На втором рисунке вы видите, как выглядит подрезание.


 


Приемы резьбы


Все проекты этой книги представляют собой либо скульптурную, либо рельефную резьбу. Скульптурная резьба предполагает создание трехмерной фигуры, а рельефная – двухмерной. Несмотря на то что оба вида резьбы включают в себя различную технику и инструменты, в работе над ними вы пройдете четыре основные фазы. На этапе выборки контура эскиз помогает вам начерно обработать заготовку или определить контуры композиции (в случае рельефной резьбы). На стадии оформления вы снимаете лишнюю древесину, приближаясь к основным очертаниям. Во время детализации вы используете маленькие четкие надрезы, определяя детали одну за другой, пока общий вид не удовлетворит вас полностью. Наконец, на стадии отделки вы можете либо оставить проект как есть, либо выбрать один из видов полировки указанных выше.


Годы преподавания внушили мне мысль, что лучший способ чему-либо научиться – приступить к действиям. Поэтому для описания методов скульптурной резьбы я сначала покажу вам основные движения, которые необходимо освоить, а затем сразу допущу вас к проекту, который вы не сможете испортить. Этот проект называется Птица, ее основное достоинство состоит в том, что не может быть двух одинаковых птиц, и ее нельзя вырезать правильно или неправильно. Если вы сделали ошибку, не бойтесь изменить дизайн. Расслабьтесь и получите удовольствие. Вы не только сможете развить технические умения, необходимые для остальных проектов, но также узнаете о том, каких ограничений требуют ваши инструменты и материалы.


В работе над трехмерными фигурами нож обычно используется для создания формы. Существует пять типов движений.


■ Надрез – возможно, самое важное движение ножа. Он разделяет волокно, так чтобы в следующий раз нож легко проскользнул внутрь и не испортил дизайн.


■ Плавное прямое движение: нож скользит сквозь волокна, срезая длинные деревянные стружки. В сочетании с надрезом можно легко обозначить основную форму фигуры.


■ При выборке углублений в тесных участках необходим особый контроль. Направьте лезвие ножа от себя, а большой палец другой руки используйте как точку опоры на обратной стороне лезвия. Затем вонзите нож в заготовку, в то же время оттягивая назад рукоятку. Таким образом можно убрать лишнюю древесину.


■ Во время обстругивания нож движется в направлении большого пальца руки, которая держит инструмент; большой палец в это время придерживает заготовку. Будьте осторожны: обмотайте ваш палец защитной лептой или используйте перчатку.


■Круговые движения в сочетании с подрезанием используются на неровных изогнутых участках, когда нужно «вычерпать» лишнее дерево. Лезвие ножа при этом движется поперек волокон, что делает поверхность ровной.


Большое количество движений приходится осуществлять кончиком ножа. Когда вам нужно выполнить небольшое углубление или изгиб, держите нож вертикально, чтобы ничто не мешало движению лезвия. Используйте кончик ножа также в тех случаях, когда необходимо сделать дырку или проработать детали. Вырезать вдоль волокон всегда легче, чем поперек. С приобретением опыта вы будете сами чувствовать, когда вы режете вдоль, а когда поперек. Когда опытный резчик понимает, что лезвие движется поперек волокон, он автоматически поворачивает дерево на 180 градусов.


■ Еще одним важным движением является подрезание. Оно используется для создания тени, придающей вашему изделию глубину. Особенно часто применяется в рельефной резьбе. Подрезание можно представить как надрез, сделанный под углом. Скользящее движение, устраняющее лишнюю древесину, заканчивается под основным узором.


На первом рисунке показано, как скользящее движение завершается вертикальным надрезом. На втором рисунке вы видите, как выглядит подрезание.