Потребительские свойства мебели и их оценивание

Потребительские свойства мебели определяются сочетанием утилитарных и эстетических свойств. Такие показатели не могут быть выражены в физических или стоимостных единицах. Их рекомендуют оценивать органолептически, в условных единицах – баллах. По ранее принятой методике аттестация качества продукции мебельного производства определялась по высшей, первой и второй категории качества, на основе карт технического уровня качества, что не исключает применения этой методики при сертификации продукции в современных условиях.


Аттестация мебельной продукции проводится по трем категориям качества:


Высшая – изделия по своим технико-экономическим показателям соответствуют или превосходят достижения отечественной и зарубежной науки. В основу заложена преемственность новыми моделями высоких эстетических свойств.


Первая – изделия соответствуют по своим технико-экономическим показателям современным требованиям государственных стандартов Украины. Это продукция серийного и массового частного и государственного производства.


Вторая – изделия, не соответствующие по своим технико-экономическим показателям современным требованиям, морально устарели, подлежат модернизации или снятию с производства.


Возможные условные единицы (баллы) для оценки комфортности и эстетических показателей приведены в таблице 1.1.


Таблица 1.1




















































Показатель



Граница оценки по категории качества, не менее, баллы



Высшая



Первая



Удобство:



Удобство пользования



18–17



16–9



Удобство ухода за изделием



6–5



4–3



Удобство размещения в помещении



6–5



4–3



Эстетичность:



Форма



15–14



13–17



Цвет, фактура, рисунок лицевых поверхностей



9–8



7–5



Количество показателей, приведенных в этой таблице, можно расширить, см. рис. 1.10. Оценку качества мебели по таким показателям удобно проводить и при организации конкурсных торговых выставок. Изделия, которым присваивается высшая категория качества, должны иметь оценку не менее 27 баллов.


При сравнении потребительских свойств новых моделей с базовыми аналогами проводится расчет на основе данных технического уровня качества и коэффициентов весомости показателей в общей оценке потребительских свойств.


Общую оценку потребительских свойств определяют, по средневзвешенному арифметическому показателю, Q, определяется по формуле:


Потребительские свойства мебели и их оценивание image017


Где: Mn – количество единичных показателей потребительских свойств изделия;


Ki – коэффициент свойства 1‑го показателя, входящего в обобщенный показатель; Pi – значение первого показателя по карте технического уровня и качества изделия, очки.


Коэффициент весомости показателей в общей оценке потребительских свойств приведен в таблице 1,2.


Таблица 1.2






























































































Показатель



Коэффициент весомости



Гостиная



Спальня



Кабинет



Кухня



Детская



Прихожая



Удобство



50



50



50



50



30



50



В том числе:



удобство пользования изделием



Со



35



35



25



30



25



удобство ухода за изделием



5



3



5



10



10



10



удобство размещения в помещении



15



10



10



15



10



5



Эстетичность



50



50



50



50



50



50



В том числе:



Форма



20



20



20



20



20



25



цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей



15



20



15



25



20



20



гармоничность фурнитуры



15



10



15



5



10



5



Часто возникает потребность, оценивая потребительские свойства изделий, сравнивать их с базовыми аналогами. Только в таком сравнении можно судить об уровне потребительских свойств вариантов оцениваемой продукции:


Потребительские свойства мебели и их оценивание image018


Где: Q1 – уровень потребительских свойств изделий мебели, безразмерная величина; Q и QБ – соответственно, значение обобщающих показателей изделий мебели в соответствии с теми, которые оцениваются, и базовыми, балы.


Каждое предприятие, независимо от формы собственности, должно проводить свою производственно-хозяйственную деятельность так, чтобы она была для него экономически выгодна. А показатели экономического успеха и экономических результатов – это эффективность менеджмента. На предприятие и менеджмент возлагаются еще две важные функции – функция маркетинга и функция инновации. Маркетинг охватывает все сферы деятельности предприятия, начиная с исследований, проектирования и конструктивных разработок от закупки сырья, производства и заканчивая продажей потребителям, обслуживанием. Предприятие может принять во внимание и готовые изделия, имеющие положительную оценку на потребительском рынке. Более эффективной функцией менеджмента являются инновации, разработка новых проектов высокого качества. Предприятие должно давать своему потребителю мебель и услуги на более выгодных условиях, чем конкуренты, и лучшего качества. С этой точки зрения, понятие «инновация» включает в себя не только новые проекты изделий и новые технологические процессы, но и изменения в стиле работы предприятия в лучшую сторону – новые услуги, уменьшение стоимости и другие условия (реклама, упаковка, гарантии, транспортировки и др.).


Очевидно, основой требований у мебельщика является конкретный промышленный образец, который характеризуют таким понятием, как технологичность, т. е. соответствие требованиям материало‑и энергосбережения, методам массового производства в условиях уменьшения загрязнения окружающей среды.