Потребительские свойства мебели и их оценивание
Потребительские свойства мебели определяются сочетанием утилитарных и эстетических свойств. Такие показатели не могут быть выражены в физических или стоимостных единицах. Их рекомендуют оценивать органолептически, в условных единицах – баллах. По ранее принятой методике аттестация качества продукции мебельного производства определялась по высшей, первой и второй категории качества, на основе карт технического уровня качества, что не исключает применения этой методики при сертификации продукции в современных условиях.
Аттестация мебельной продукции проводится по трем категориям качества:
Высшая – изделия по своим технико-экономическим показателям соответствуют или превосходят достижения отечественной и зарубежной науки. В основу заложена преемственность новыми моделями высоких эстетических свойств.
Первая – изделия соответствуют по своим технико-экономическим показателям современным требованиям государственных стандартов Украины. Это продукция серийного и массового частного и государственного производства.
Вторая – изделия, не соответствующие по своим технико-экономическим показателям современным требованиям, морально устарели, подлежат модернизации или снятию с производства.
Возможные условные единицы (баллы) для оценки комфортности и эстетических показателей приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Показатель |
Граница оценки по категории качества, не менее, баллы |
|
Высшая |
Первая |
|
Удобство: |
||
Удобство пользования |
18–17 |
16–9 |
Удобство ухода за изделием |
6–5 |
4–3 |
Удобство размещения в помещении |
6–5 |
4–3 |
Эстетичность: |
||
Форма |
15–14 |
13–17 |
Цвет, фактура, рисунок лицевых поверхностей |
9–8 |
7–5 |
Количество показателей, приведенных в этой таблице, можно расширить, см. рис. 1.10. Оценку качества мебели по таким показателям удобно проводить и при организации конкурсных торговых выставок. Изделия, которым присваивается высшая категория качества, должны иметь оценку не менее 27 баллов.
При сравнении потребительских свойств новых моделей с базовыми аналогами проводится расчет на основе данных технического уровня качества и коэффициентов весомости показателей в общей оценке потребительских свойств.
Общую оценку потребительских свойств определяют, по средневзвешенному арифметическому показателю, Q, определяется по формуле:
Где: Mn – количество единичных показателей потребительских свойств изделия;
Ki – коэффициент свойства 1‑го показателя, входящего в обобщенный показатель; Pi – значение первого показателя по карте технического уровня и качества изделия, очки.
Коэффициент весомости показателей в общей оценке потребительских свойств приведен в таблице 1,2.
Таблица 1.2
Показатель |
Коэффициент весомости |
|||||
Гостиная |
Спальня |
Кабинет |
Кухня |
Детская |
Прихожая |
|
Удобство |
50 |
50 |
50 |
50 |
30 |
50 |
В том числе: |
||||||
удобство пользования изделием |
Со |
35 |
35 |
25 |
30 |
25 |
удобство ухода за изделием |
5 |
3 |
5 |
10 |
10 |
10 |
удобство размещения в помещении |
15 |
10 |
10 |
15 |
10 |
5 |
Эстетичность |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
В том числе: |
||||||
Форма |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
цвет, фактура и рисунок лицевых поверхностей |
15 |
20 |
15 |
25 |
20 |
20 |
гармоничность фурнитуры |
15 |
10 |
15 |
5 |
10 |
5 |
Часто возникает потребность, оценивая потребительские свойства изделий, сравнивать их с базовыми аналогами. Только в таком сравнении можно судить об уровне потребительских свойств вариантов оцениваемой продукции:
Где: Q1 – уровень потребительских свойств изделий мебели, безразмерная величина; Q и QБ – соответственно, значение обобщающих показателей изделий мебели в соответствии с теми, которые оцениваются, и базовыми, балы.
Каждое предприятие, независимо от формы собственности, должно проводить свою производственно-хозяйственную деятельность так, чтобы она была для него экономически выгодна. А показатели экономического успеха и экономических результатов – это эффективность менеджмента. На предприятие и менеджмент возлагаются еще две важные функции – функция маркетинга и функция инновации. Маркетинг охватывает все сферы деятельности предприятия, начиная с исследований, проектирования и конструктивных разработок от закупки сырья, производства и заканчивая продажей потребителям, обслуживанием. Предприятие может принять во внимание и готовые изделия, имеющие положительную оценку на потребительском рынке. Более эффективной функцией менеджмента являются инновации, разработка новых проектов высокого качества. Предприятие должно давать своему потребителю мебель и услуги на более выгодных условиях, чем конкуренты, и лучшего качества. С этой точки зрения, понятие «инновация» включает в себя не только новые проекты изделий и новые технологические процессы, но и изменения в стиле работы предприятия в лучшую сторону – новые услуги, уменьшение стоимости и другие условия (реклама, упаковка, гарантии, транспортировки и др.).
Очевидно, основой требований у мебельщика является конкретный промышленный образец, который характеризуют таким понятием, как технологичность, т. е. соответствие требованиям материало‑и энергосбережения, методам массового производства в условиях уменьшения загрязнения окружающей среды.