Настенные обои
Открытый рынок, или рыночная экономика, как правило, в тех своих отраслях, которые исключают монополизм, или антимонопольный комитет действительно выполняет свои функции как и должен это делать, представляют собой широкое поле с большим количеством игроков на нем – производителей и продавцов. И если мы с Вами говорим не о рынке обогащенного урана, или атомной энергетики, ну и конечно же нефтегазовой отрасли, которые являются объектом особого внимания властей любой страны, то куда мы ни посмотрим – везде что-то производят и продают, например обои для стен.
Последние мировые тенденции, или как их теперь модно называть – тренды, говорят о том, что крупные компании скупают более мелкие и, таким образом, становятся еще крупнее, собственно, этот процесс достаточно хорошо и подробно описан в труде Маркса – «Капитал», и у него есть название – империализм – это по Марксу, а на современном языке – корпоратократия. Ну не будем путаться в терминах и скажем лишь, что открытый и конкурентный рынок – это тоже достаточно неоднозначное понятие. Поскольку обеспечить одинаковый доступ к ресурсам для всех участников рынка еще не удавалось никому… И даже заходя в магазин, выбрать себе, ну не знаю, скажем обои для стен, или зубную пасту ты представляешь себе модный дом Versace, скупающего любого другого более заметного конкурента на рынке декоративных материалов, или Procter&Gamble, скупающего, в принципе все, кроме каких-то локальных игроков, которые просто не попадают в фокус его взгляда, и тут-то только начинаешь понимать, насколько Карл Маркс был гением. Насколько раньше он весь этот процесс развития предвидел и детально прописал… Аж дух захватывает.
И что в такой ситуации делать маленькому, или среднему бизнесу? Как ему жить-то в принципе? Ведь плох тот солдат, который не хочет стать генералом… А растить бизнес – значит делать его крупнее и все заметнее и заметнее для других игроков рынка, а стало быть привлеченное внимание вызывает всякие неприятные чувства, и первые порывы и возникающие желания у человека – это никак не «убийство» конкурента путем повышения своей производительности и привлекательности своих товаров. То есть не конкурентные методы борьбы в голову лезут. Скупить, забрать, отнять, раздавить, – и все ради одного: чтобы все деньги с рынка, который ты (простите мне мой французский) «доишь» шли исключительно в твой. А не чужой карман. И с точки зрения природы – это норма. Но так ведь мы задавим любое начинание, и чтобы этого не допустить в развитом мире существуют такие нормы как законодательное право, право собственности, работающие антимонопольные комитеты и прочее и прочее…
А что, если ты не хочешь, чтобы твой мир обоев, состоящий из сети 5-20 магазинов, разбросанных по районам города, или сети по продаже хозяйственных товаров достался какому-нибудь депутату, или крупному политическому деятелю, которого можно часто видеть по ТВ? Какой выход-то, Господа? Выход один: выкупать все помещения, в которых Вы производите торговлю, не снимать, а именно приобретать в собственность (!), и все Ваши производственные активы (если таковые имеются) сдавать под обременение в банк! Кстати, под подобные залоги можно еще и денег привлечь. И быть уверенным, что Ваша собственность не перейдет к другому человеку… Но даже в случае, если рейдерским захватом Вас не взять, то можно устроить бесконечную налоговую проверку, или придраться к таможенным декларациям, в общем сделать так, чтобы Вы решали проблемы, мотаясь по инстанциям а не бизнесом… От этого не застраховаться. По крайней мере не в России… Но, можно быть уверенным, что Ваша собственность останется при Вас, даже в случае серьезных конфликтных ситуаций. Хотя, разве ради прекращения уголовного преследования мы не будем готовы переписать всю собственность на другого человека? Но это уже совсем другая история, и она намного сложнее… А такое будет по зубам уже крупным хищникам, которые, будем надеяться не тронут честных предпринимателей, по крайней мере до тех пор, пока те сами не станут хищниками…