Армированная фанера

Армированной фанерой называется фанера-переклейка, оклеенная с одной или с обеих сторон тонкими металлическими листами толщиной 0,2-0,5 мм.


Для оклеивания (армирования) применяют листовую малоуглеродистую и нержавеющую сталь, латунь, медь, дуралюмин, алюминий и т. д. Вы можете приобрести изделия из нержавеющей стали по ссылке http://www.u-stal.ru/catalogue/stainless_steel.


В качестве связующего вещества пользуются различными клеями, как белковыми, так и смоляными.


Поверхность металла перед наклеиванием обрабатывается для придания ей шероховатости кардной щеткой, обдувкой песком или травлением.


Наилучший результат дает травление, но оно требует сложного оборудования и представляет трудоемкий процесс.


Наиболее простым средством, дающим хорошие результаты, является обдувка песком. Обдувка производится песком различной грануляции под различным давлением в зависимости от материала армирования.


Для стали рекомендуется песок с диаметром частиц 0,8-1 мм при давлении 3-4 ат, для остальных металлов – мелкий песок (размеры частиц не более 0,2-0,4 мм) при давлении 1,5-2 ат. Расстояние сопла от обдуваемого металла 0,4-0,6 м. Скорость обдувки – 1,5-2,0 м/мин.


Дуралюмин после обдувки перед наклеиванием подвергают анодной обработке продолжительностью не менее 40 мин.


При наклеивании металла к фанере казеиновым клеем применяется как горячая, так и холодная запрессовка.


Режим горячей запрессовки:


Температура пресса . 110-140°


Давление пресса 15-25 ат


Продолжительность запрессовки3-10 мин.


(в зависимости от толщины листов фанеры).


Режим холодной запрессовки:


Температура склеивания  15-25°


Давление пресса15-20 ат


Продолжительность запрессовки не менее3 час.


Для завершения процесса затвердевания и просушки казеинового клеевого слоя армированная холодным способом фанера должна выдерживаться в течение 5-7 дней в комнатных условиях или подсушиваться в роликовых сушилах при / = 100-110° в течение 12 – 16 мин.


Преимуществом горячей запрессовка является быстрота процесса, недостатком – коробление фанеры, происходящее вследствие различия в коэффициентах температурного расширения, вызывающего понижение крепости склейки Основным недостатком холодного метода запрессовки является длительность процесса.


В случае применения смоляных клеев для наклеивания металла чаще всего пользуются клеевой пленкой.


Температура запрессовки. .130-145°


Давление пресса 20-25 ат


Продолжительность запрессовки 8-9 мин.


Армированная фанера легко обрабатывается: хорошо режется на ножницах и ленточных пилах, гнется, штампуется, фрезеруется. Она допускает весьма разнообразные способы соединений: при помощи клея, пайки, сварки и заклепок. Соединения отличаются большой простотой и могут быть выполнены герметическими.


Армированная фанера допускает весьма разнообразные виды соединения: на шурупах, гвоздях, заклепках и клее, образуя при этом углы с любым наклоном.


Соединение в торец легко осуществляется при помощи Н-образной металлической прокладки. Придание жесткости торцам фанеры может быть достигнуто постановкой П-образной обоймы на медных или латунных заклепках (рис. 430).


Угловое соединение может быть осуществлено на припое или на сварке (рис. 431,І) или же на клею с помощью угольников (рис. 431,ІІ).


Армированная фанера image353


Рис. 430. Заделка торца армированной фанеры.


Спаивание и сварка требуют особого навыка и предосторожности. Для увеличения отвода тепла во избежание перегрева фанеры к месту сварки прикладываются металлические бруски.


При помощи прокладок на сурике можно получать жесткие герметические соединения на заклепках внакладку или внахлестку на каркасе из уголков (фнг. 432).


Для заклепочных соединений во избежание смятия фанеры следует применять заклепки с уширенной головкой. Под замыкающую головку следует подкладывать широкую металлическую шайбу.


При загибе армированной фанеры отслаивания фанеры от металла при хорошей склейке не происходит. Загиб следует производить только односторонний – металлической стороной наружу. Для получения гнутой двухсторонней армированной фанеры наложение внутреннего металлического листа должно происходить уже по выгнутой фанере.


Из армированной фанеры легко могут быть выполнены кузова автомашин и кабины аэросаней. Различные виды кузовных соединений показаны на


рис. 433. С помощью пропайки всем соединениям может быть придана надежная водонепроницаемость.


Армированная фанера image354


Рис. 431. Угловое соединение армированной фанеры, І-соединение на пайке или сварке: а-металлические подкладки для теплоотвода при сварке, ІІ-соединение на клее.


Армированная фанера image355


Рис. 432. Соединение армированной фанеры на заклепках.


а – соединение с накладкой, б – соединение внахлестку.


Армированная фанера image356


Рис. 433. Кузовные соединения армированной фанеры, 1-дверной паз, 2-бортовое соединенне, 3-стык водонепроницаемый, 4-стык простой.