Требования к конструированию изделий из древесины

 Сформулируем требования к конструированию изделий из древесины.


1. Конструировать изделия из древесины необходимо так, чтобы деформации, возникающие в отдельных элементах, проходили свободно, без нарушения форм и прочности самого изделия. Это требование иллюстрирует рис. 2.11, где изображен разрез рамочной конструкции с фигарейной филенкой, изготовленной из участков из массивной древесины. Вставленная ​​в пазы брусков обвязки, филенка может свободно расширяться в случае разбухания за счет люфта, но ширина рамки остается неизменной и она не будет разрушаться. Филенка должна быть вставлена ​​в пазы на такую ​​глубину, чтобы при усушке, т. е. при уменьшении ширины, она не выходила из пазов. К тому же такая конструкция предотвращает коробление филенки, потому что бруски обвязки не позволяют филенке выгибаться и одновременно остаются неизменными размеры всего узла. Другой пример (рис. 2.11 6 ) изображает сечение дощатого щита, например чертежной доски. В поперечном направлении волокон участков выбраны пазы трапециевидной формы, в которые вставлены шпонки (бруски жесткости), предотвращающие коробление щита вдоль их оси. При увлажнении или усыхании такого щита, он будет расширяться или сужаться, при этом шпонка будет скользить в пазах, т. е. деформация будет проходить свободно, без нарушения форм и прочности конструкции. На рис. 2.11 показано крепление дощатого сиденья табурета к его каркасу. Чтобы сиденье при изменении его ширины не разрушило этот каркас, оно справа закреплено шурупами, а слева – с помощью деревянных брусочков с четвертью или металлического уголка, имеющего люфт Е.


Требования к конструированию изделий из древесины image069


Рис. 2.11. Узлы изделий, характерные для свободной деформации


2. Изготавливать элементы изделий из древесины необходимо так, чтобы возможные изменения форм и размеров были наименьшими. Этого можно достичь, если брусок изготавливать переклеенным из нескольких частей. Меньшее коробление переклеенных брусков достигается путем соответствующего взаимного размещения годовых колец в составных частях (брусках). Чтобы достичь этого, необходимо придерживаться следующих рекомендаций (см. рис. 2.3):


А) при склеивании деталей по ширине одноименные пласти участков, которые соединяются, например, заболонные, должны быть обращены в противоположные стороны, а одноименные кромки – друг к другу;


Б) при склеивании деталей по толщине одноименные пласти, которые склеиваются, должны быть обращены друг к другу, а одноименные кромки – в разные стороны.


3. Элементы изделий необходимо конструировать так, чтобы сжимающие растягивающие усилия на детали совпадали с направлением волокон, а моменты сгибания были им перпендикулярны. Конечно, когда на деталь действуют усилия сжатия и изгиба, надо предотвращать косослой, о влиянии которого уже говорилось.


4. Конструировать изделия и соединение в них отдельных элементов необходимо так, чтобы по форме и конструктивным решениям они были технологическими, то есть материалосберигающими, отвечали минимальным трудозатратам на изготовление в энергосберегающих технологических процессах. Иными словами, изделия и их составные части должны изготавливаться на типичном оборудовании. Это позволит без дополнительных затрат на современном технологическом оборудовании изготавливать детали высокого качества без особых трудностей.


5. Конструировать изделия необходимо так, чтобы их внешний вид соответствовал замыслу дизайнера, согласовывался с текущими эстетическими требованиями.


Иногда в конструктивной разработке проектов мебельных изделий приходится применять такие решения, когда отдельные операции могут быть выполнены только на специальном оборудовании или с помощью ручных электрифицированных или столярных ручных инструментов. Такие случаи часто встречаются в изготовлении высокохудожественной мебели в стиле ретро или мебели на заказ. При переходе на серийный выпуск такой мебели необходимо приобрести специальное оборудование. Дизайнеры могут предложить такие проекты мебели, которые требуют создания новых технологических процессов и оборудования для их изготовления. Если такие проекты характеризуются эстетической новизной и являются широко признанными, тогда эта цель оправдывает затраты на приобретение или создание нового оборудования. Таким образом, между дизайн-проектом, конструкцией, технологией и оборудованием существует тесная прямая и обратная связь и только при правильном согласовании звеньев этой цепи можно получить новые, прогрессивные, эстетические, высоко комфортные и качественные мебельные изделия.


Итак, для создания мебели, отвечающих 6 современным требованиям просвещенного потребителя, мало чисто изобразительно-художественных знаний, ведь дизайнерский проект требует продуманных конструктивных решений, базирующихся на технике и технологии современного мебельного производства. Подробно эти вопросы рассмотрены в следующем разделе.