Крыло самолета – технология обработки
Обработка коробок лонжерона крыла самолета.
Строгание коробок лонжерона в угол и под постоянную малку осуществляется чаще всего на фрезерном станке по сулаге (рис. 415). Более удобным для обработки под постоянную малку является фрезерный станок с наклоняющимся столом или шпинделем. В этом случае сулаги не требуется.
Рис. 415. Схема обработки коробки лонжерона в угол или под постоянную малку на фрезерном станке. 1-фреза, 2-лонжерон, 3 – шаблон, 4-сулага малковочная.
Строгание коробок лонжерона под малку производится также на горизонтально – фрезерном станке или на специально, подготовленном фуганке, в который встраивается приспособление, состоящее из двух направляющих, двух прокладок и двух ведущих колодок (рис. 416). Направляющие представляют собой доски, имеющие в нижней части стальные полозки толщиной примерно 3 мм и высотой 25-40мм. Полозки направляющих лежат в плоскости обрабатываемой грани малки или эквидистантны; они устанавливаются вместе с клиновыми прокладками с боков лонжерона и скрепляются с ним болтами, проходящими через отверстия в лонжероне. Прокладки, суживаясь от корня лонжерона, позволяют расположить полозки с направляющими параллельно один другому. На столе фуганка или горизонтально-фрезерного станка устанавливаются желобчатые ролики, по которым и катится на полозках лонжерон, обстрагиваемый по малке. При этом одновременно производится и обработка криволинейного скоса коробки.
Малковка массивных лонжеронов больших размеров, подачу которых при обработке производить затруднительно, целесообразно производить в специальных установках механизированным инструментом (рис. 417). Лонжерон устанавливается на стол, одна кромка которого является направляющей и обработана под малку. С этой же стороны стола размещается направляющий полозок 2 для ручного электрического вертикально-фрезерного станка. Направляющее кольцо фрезера скользит кромке стола и, благодаря балансирной установке инструмента на направляющих полозках, позволяет отфрезеровать коробку как под постоянную, так и под переменную малку.
Рис. 416. Схема приспособления для обработки лонжерона, под переменную малку и по контуру на горизонтально-фрезерном (шипорезном) станке или фуганке.
Рис. 417. Обработка малки лонжерона в специальной установке ручным электрическим фрезером.
Обработка каркаса крыльев фюзеляжа. Каркас крыльев или фюзеляжа, собранный даже из тщательно отмалкованных по копиру нервюр илн шпангоутов, необходимо подвергать окончательной обработке для обеспечения нужной плавности обводов. Для этого поверхность каркаса зачищают шкуркой № 0, укрепленной на длинной рейке или доске, перекрывающей несколько элементов набора. Чаще всего берут доску сечением 25×100 мм, длиной, равной 3/4 размаха крыла самолета или длины фюзеляжа, с двумя ручками с одной стороны и шкуркой с другой, и этой шлифовальной линейкой вручную зашлифовывают каркас.
Запрессовка обшивки к каркасу фюзеляжа или крыла. При приклеивании обшивки к каркасу Фюзеляжа она запрессовывается при помощи струбцин, натяжных хомутов, винтовых зажимов или же пневматических прессов (рис. 418).
Во всех случаях давление на запрессовываемую обшивку должно передаваться равномерно. Для этого часто пользуются решетчатыми сулагами, распределяющими давление по силовым элементам: лонжеронам, стрингерам, нервюрам или шпангоутам. Для ускорения сушки или полимеризации клея сулаги делают с подогревом или помещают весь пресс в автоклав.
Продолжительность запрессовки и величина давления указаны в разделе «Склеивание».
Особой тщательности требует приклеивание лобовой обшивки крыла. Здесь применяются хомутовые прижимы (рубильники), снабженные пневматическим устройством, ленточные эксцентриковые зажимы (рис. 419) или же специальные пневматические прессы. Наиболее совершенной является пневматическая запрессовка.
Для приклеивания обшивки к каркасу крыла применяются специальные пневматические прессы, сконструированные применительно к данной конструкции крыла (рис. 420 и 421).
Рис. 418. Схемы запрессовки обшивки фюзеляжа на каркасе:
I-натяжная стальная лента (сечение по шпангоуту): 1-шпангоут, 2-обшивка, 3-стальная лента. 4 – затяжка ленты с помощыс тандера.
II – хомут-рубильник: а – запрессовка резиновыми шашками или лентой; б – механическая запрессовка, в – хомут-рубильник с пневматической запрессовкой через шланг.
III-запрессовка струбцинами.
IV-запрессовка в пневмопрессе: а-рама пневмопресса, б – кружала, в-опалубка-сулага пресса, г – пресс-мешок, д – пресс-шланг стыкового прижима, е-возвратные пружины к пресс-шлангам, ж-возвратные пневматические шланги к пресс-мешку, и-амортизатор-подъемник тележки, к – тележка с нижней ванной.
Рис. 419. Схемы запрессовки лобовой обшивки крыла.
А-стальной лентой: 1-обшивка. 2-стальная лента, 3- эксцентриковый зажим.
Б-хомутовый зажим-рубильник:1-рубильник, 2 – пневматический шланг.
Рис. 420. Пневматический пресс для наклейки обшивки на каркас центроплана.
1-станина, 2-горизонтальные банки, 3 – сулаги, 4-опалубка станины, 5-пресс-мешки, 6 – пульт управления, 7-возвртные поддерживающие пружины верхней сулаги, 8-нижние сулаги, 9-тележки, 10 – рельсы, 11-фиксаторы стыковых узлов с противовесами.
Рис. 421. Пневматический пресс для наклейки обшивки на отъемную часть крыла.
1-рама пресса, 2-неподвижная сулага, 3 – подвижная сулага, 4- пресс-мешки или шланги, 5 – возвратные пружины (реверсы), 6-резиновые полосы-сулаги, 7-загрузочная тележка.