Использование форм природы для прорезных рисунков

Творческая переработка форм природы всегда занимала ведущее место в работах народных мастеров. В орнаментах воспроизводились листья, цветы и ветви окружающих растений, фигуры животных и птиц. Перенося формы растений на камень или дерево, художник видоизменяет эти формы. Один и тот же рисунок в чугуне, в камне или в дереве приобретает совершенно различный, зависящий от материала характер.


В прорезном выпиливании, как и в других видах декоративного искусства, невозможно фотографическое перенесение форм живой природы. Во-первых, художник должен отражать в своем творчестве только типическое и отбрасывать все случайное, не свойственное данному виду. Например, в очень редких случаях попадаются цветки сирени с тремя и пятью лепестками, но это исключение. Если художник изображает сирень, то он должен изображать эти цветы в наиболее характерном для них виде — с четырьмя лепестками. Во-вторых, в прорезном выпиливании можно воспроизводить лишь контуры рисунка. Это обстоятельство заставляет художников отбирать для выпиливания формы природы, обладающие наиболее выразительным силуэтом. Поэтому наиболее интересные по рисунку листья клена, дуба и винограда гораздо чаще используются в прорезных композициях.


Составляя рисунки, необходимо помнить о специфике прорезной резьбы. Мастерство художника-резчика заключается в том, чтобы, сохранив необходимые для прочности переплетения линии рисунка, создать выразительный художественный образ.


Больше рисуйте. Посещайте музеи и выставки. Наблюдайте за природой. Постоянными зарисовками художественных работ и природы обогащайте запас знаний. Все это поможет вам создавать полноценные произведения искусства.


Выводы


1.            Создаваемые вами прорезные работы должны быть полезными вещами, а не пустыми безделушками.


2.            Начинать объемно-пространственную композицию необходимо с общего объема и но мере его выявления переходить к отработке деталей.


3.            Пропорции-, отношения ширины, высоты и длины и соразмерность деталей — следует проверять на бумажных макетах.


4.            Прорезные рисунки и орнаменты в основном применяются как декоративные элементы. Только в прорезных тематических картинах резьба играет главную роль.


5.            Форма орнаментального пятна зависит от характера декорируемой детали. Резные украшения могут быть выпилены из самой детали или наложены на нее.


6.            Для построения прорезных рисунков следует пользоваться формами природы, художественным наследием прошлого и образцами изобразительного искусства.


7.            При помощи фона, подкладываемого под ажурную резьбу, можно усилить выразительность рисунка.


8.            В отличие от свободно нарисованного декоративного заполнения, конструктивный костяк изделия должен быть более четким и сильным.