Соотношение несущих и несомых частей изделия

Художественное изделие ни одной своей деталью не должно вызывать сомнения у зрителей. Между тем работы начинающих иногда вызывают ощущение неуверенности. Кажется, что массивная ваза слишком тяжела для несущей ее хрупкой ножки или вынос доски полки слишком велик для поддерживающих ее мелких кронштейнов. Несмотря на то что физическая прочность этих работ вполне достаточна, зрительно они производят впечатление слабости. Происходит это потому, что работа наиболее ответственных, несущих деталей не получила художественного отражения.


Блестящий пример разумного органического решения дает нам природа. Вот растет дерево. В центре могучий ствол, высокий, массивный. У земли ствол имеет наибольшую ширину, кверху он утончается, становится легче. Во все стороны от ствола отходят толстые сучья, ветви, от них, в свою очередь, — более тонкие веточки, и, наконец, мы видим ажурную крону листьев. Так и в художественных работах. Поддерживающие детали должны быть более массивными и прочными. Несомые части делаются более легкими, с большим применением декоративной резьбы. Наиболее декоративными и легкими делаются части, завершающие изделия.


В использовании принципа облегчения кверху так же, как в выделении главного и в применении контраста, необходимо чувство меры. В каждом индивидуальном случае художнику предстоит определить, насколько рисунок верхних частей должен быть легче нижних. Тут легко впасть в другую крайность. Поддерживающие части могут стать не в меру массивными, а все изделие грубым. Изучение и копирование созданных образцов художественных работ поможет вам избежать подобных ошибок.


Вы, начинающие художники, в своих работах должны стремиться к наибольшей простоте, ясности. Глубоко ошибается тот, кто считает, что красивая работа должна быть обязательно сложной. Стремление сделать вещь сложной, замысловатой, как говорится— превзойти все созданное до этого, приводит к вычурным, запутанным, но отнюдь не к красивым формам. Поиски причудливых, якобы оригинальных форм предметов быта, в которых требования удобства и целесообразности не учитываются, приводят к порочному формалистическому искусству. Красота кроется не в сложности, а в умело найденных пропорциях, в хорошо нарисованных деталях и доброкачественной отделке.