Изделия округлой формы

Изделия округлой формы составляются из отдельных повторяющихся плоских элементов, равномерно размещенных по окружности. Принцип их изготовления несколько напоминает изготовление деревянных бочек. Но у бочки узкие дощечки обязательно должны быть плотно пригнаны друг к другу, а тут между деталями возможны разрывы. Да и сами детали часто имеют прорезные отверстия. Каждая такая деталь вверху и внизу крепится к кольцу или к кругу. Примером подобного изделия может служить коробка для рукоделия.


Еще более интересные решения дают плоские повторяющиеся детали, смонтированные не вдоль линии окружности, как у бочки, а перпендикулярно к ней. В этом случае промежутки между деталями становятся еще больше, зато композиция всего объема получает неограниченные возможности.


Образующие боковую (округлую) поверхность детали могут быть самой разнообразной формы: и прямые, и ломаные, и изогнутые. Необходимо лишь, чтобы для выпиливания таких извилистых узких деталей применялась хорошая фанера.


Кроме круглых изделий, таким способом можно изготовить работы в форме овала, эллипса, если образующие боковую поверхность детали расположить не по кругу, а по линии этих фигур. Иногда таким способом можно выполнять некоторые граненые изделия.


К сожалению, этот вид композиции в выпиливании не получил еще соответствующего его возможностям развития. Многие любители его не знают, а некоторые не применяют из-за необходимости точно выпиливать соединяемые узлы. Между тем плоскими деталями можно выполнять изделия любой формы, как круглые, так и граненые: вазы, корзины, клетки для птиц и многие другие вещи.


Все перечисленные выше формы часто применяются не в чистом виде, а в различных комбинациях друг с другом.


Итак, вы видите, что специфика выпиливания из плоских деталей нисколько не сужает возможностей объемно-пространственной композиции.


Каждое созданное вами произведение непременно должно быть удобным в пользовании, прочным и красивым. Если вы сделали сухарницу, то прежде всего она должна быть пригодна для хранения в ней сухарей, которые не должны проваливаться в выпиленные отверстия.    Иногда на выставках детских работ можно увидеть шкатулку с прибитой наглухо крышкой или чернильницу, в которую нельзя налить чернил. Какая же польза от таких работ?


Каждое изделие должно обладать необходимой прочностью. Если это полочка, то она должна выдерживать тяжесть положенных на нее предметов. Если это вешалка, то она должна быть сделана так, чтобы на нее можно было повесить одежду.


Прочность резных изделий зависит главным образом от выбранной конструкции и от способов соединения деталей. Так, например, для полочек, предназначенных для тяжелых предметов, поддерживающие кронштейны следует прикреплять на шипах снизу, в то время как кронштейны в полочках для легких предметов могут быть сверху, сбоку и скрепляться на задвижных пазах. Наконец, художественные изделия обязательно должны быть красивыми. Ведь каждому приятно пользоваться вещью, обладающей, кроме удобства и прочности, еще и красивым видом! Но как сделать изделие красивым? Где найти рецепт, гарантирующий успех художника?


Таких рецептов нет. Желание свести художественное творчество к каким-то раз навсегда заученным законам превращает искусство в ремесло. В каждом отдельном случае художник по-разному решает поставленную перед ним задачу и от того, в какой степени он сумел художественными средствами выразить принятое решение, зависит выразительность и красота работы.


В этой главе будут кратко описаны некоторые принципы и художественные средства композиции прорезных изделий.