Композиция рисунка
В каждой композиции должно быть что-то главное, преобладающее над всем остальным. В одних работах — это общая форма, в других— небольшое декоративное пятно. В центрических композициях главную роль играет помещенная в центре розетта или силуэтный рисунок. Все остальное должно способствовать выявлению главного, быть подчинено ему, как в шкатулке (приложение 4). Многие ребята этого не знают. Стремясь сделать свою работу как можно наряднее, они и верхнюю и нижнюю и все боковые грани одинаково покрывают очень сложной резьбой. В отдельности каждая деталь производит неплохое впечатление, но, когда все изделие собрано, результат получается обратный. Все сложно, все одинаково размельчено. Где же главное? В чем основа композиции? На чем глаз зрителя должен задержаться более продолжительное время?
Блестящий пример выявления главного мы можем найти у знаменитых художников Репина, Крамского и Серова. Чтобы сосредоточить внимание зрителя на основном, они наиболее выразительное в портрете — лицо и руки — прорисовывают до мельчайших подробностей, а фон и одежду — более обобщенно.
В выпиливании главное определяется местом расположения и характером окружающего рисунка.