Выпиливание шипов и пазов

Соединение плоских деталей в объемных изделиях осуществляется, главным образом, при помощи шипов и пазов, поэтому на их выпиливание надо обратить особое внимание. Неточно выпиленный шип или паз не только портит вид изделия, но и во многих случаях делает невозможной его сборку. Чтобы избежать дополнительной правки и переделки деталей, надо перед их выпиливанием тщательно выверять разметку шипов и пазов. Делается это при помощи измерителя. Если измерителя под рукой нет, его с успехом может заменить узкая полоска бумаги, на которой остро отточенным карандашом отмечается рисками ширина шипов и промежутков между ними. Приложив такую полоску к размеченным шипам на детали, можно сразу заметить все неточности и легко исправить их.


Размечая пазы, необходимо сверить ширину их, данную в чертеже, с толщиной имеющейся у вас доски или фанеры. Если толщина фанеры меньше толщины, предусмотренной чертежом, ширину паза и длину шипа надо соответственно уменьшить, а если она толще— увеличить. Каждый раз за неизменную ось принимается линия, проведенная через центры ряда пазов. Лишь тщательно выверив длину и ширину соединяемых элементов, можно приступить к их выпиливанию. Пилить шипы и пазы следует очень точно, с особой тщательностью выполняя внутренние и внешние углы.


Обычно до отделки, шлифовки, покраски или вощения производится предварительная сборка деталей. Задача такой сборки — плотно подогнать друг к другу соединяемые части при помощи ножа, рашпиля, надфилей и шкурок. Если шип в паз не входит, всегда бывает легче снаружи подрезать шип, чем растачивать паз изнутри. Производится предварительная сборка без клея, для того чтобы сверить и подогнать детали и затем разобрать их для отделки и окончательной сборки.