Архитекурные элементы словарь на букву К
Кабриоль – вероятно, китайского происхождения. Тип высоких ножек (столы, стулья, кресла), имеющих сверху вниз выпукло-вогнутый изгиб.
Широко применяется в мебели стиля рококо. Использование такого типа ножек предусматривает, что верхняя выпуклость должна быть ниже царгового пояса, а сама столешница или сиденье должны иметь малый свес или вообще без него. Приведенные иллюстрации показывают развитие от раннего барокко до китайского рококо: 1, 2, 3 ранние украшенные формы с волютами и опорой в виде копыта; 4, 5 гладкие формы ножек с опорами в стиле эпохи королевы Анны; 6, 7, 8 – усложненные варианты с использованием лап зверей; 9–12 – формы ножек рококо и высокохудожественные ножки Чиппендейла. Ножки современных форм изготавливаются на копировальных автоматах с программным управлением по заданному образцу.
Канделябр (фр. kаridеlаbге) – большой подсвечник с разветвлениями для вставки свечей, используют как Орнамент.
Жирандоли – канделябр, настенный светильник.
Капитель (фр. capitellium) – головка, верхняя часть колонны, которая имела в разные времена и в разных стилях различные формы. База (фр. base) – нижняя часть колонны.
Карниз (фр. carniche) – горизонтальный выступ, завершающий стену дома или проходит над окнами, дверями. В мебельных изделиях – верхняя часть корпуса. Главный карниз изделия называют венцом. Главный карниз может иметь различное членение. Главный, или венечный, карниз завершает дом или мебельное изделие в верхней части.
Примером может служить главный карниз греческого храма, состоящий из трех частей: блока, фриза и венца 1.
Египетский карниз является единственным, состоящим только из плиты, потолка и вогнутого соединительного элемента – 2.
Для романского стиля характерны массивные, тяжелые карнизы и профили.
Часто использовался опоясывающий карниз с аркадами – 3.
В английском классицизме в мебели использовали карниз, орнаментированный листьями – 4,
Профили карниза в барокко отличаются тем, что в них не соблюдаются классических пропорций – 5. Готические же карнизы глубоко профилированные, срезанные наискось, для них характерна игра теней, соблюдение классических пропорций 6, 7, 8.
Профили карнизов в разных стилях мебели отличаются. Они заимствованы из архитектуры, однако трактуются более свободно – 9,10.
Кариатида (гр. karyatides) – карийские девы, в архитектуре – статуя, поддерживающая балочные перекрытия и выполняет функцию опоры. В мебели была распространена в стиле ампир, который заимствовал образцы античного искусства.
Картуш (фр. cartouche) – архитектурное украшение в виде горельефа, изображающий не совсем развернутый листок с завитками по сторонам и полем посередине для надписей, эмблем и т. п. Часто употреблялся в позднем ренессансе и барокко. На рисунке поле заполнено эмблемой Национального лесотехнического университета Украины. Сейчас картуш интерпретируется по-разному.
Кессон (фр. caisson) – архитектурно оформленная часть потолка, заполняющая промежутки между балками горизонтального перекрытия. Четырехугольное (не обязательно прямоугольное, стороны могут иметь дугообразную форму) углубление балочного перекрытия.
Кессон – большой сундук (ларь) для хранения одежды и утвари, одновременно служит для сидения.
Касса-панка – также большой сундук, в котором сидение (веко) поднималось и под ним открывался ящик для хранения. Изобретение итальянского ренессанса – 1. В Западной Украине подобные изделия были очень распространены в XIX и первой половине XX ст. под названием «бамбетель» (лежанка) – «лавка – кровать» 2, (происходит от двух немецких слов: bank + bette – лавка + кровать). Вико (дощатое сиденье) снималось, передняя часть выдвигалась, в пройме царгового пояса лежал сенной матрас.
Классический – 1 – относится к греко-римской культуры, античный;
2 – Образцовый, совершенный; 3 – то же, что и классический.
Классические формы ножек (лат. classicus – первоклассный) – касаются древнегреческого или староримской мира, который с XV-XVI века до наших времен считается в Европе источником всего образцового в искусстве.
Итак, классические ножки – это производные от колонн, которые сужаются книзу; украшения из листьев и розеток, каннелюры и другие декоративные элементы еще более подчеркивают классический характер.
Колонна (фр. colonne, лат. Coloumn) опора круглого, квадратного или других сечений, в архитектурных сооружениях сужается к верху, в мебельных изделиях может быть и наоборот. ее поверхность может быть гладкая, с каннелюрами или орнаментированная по стилевым признакам.
Примеры использования колонны в мебели представлены на фрагменте шкафа (креденца) стиля ренессанс французской работы.
Кронштейн (фр. console) – поддерживающий элемент выступающих частей. Консолью называют комнатную передвижную колонку или тумбочку для цветов, пристенный столик с явно подчеркнутой односторонней ориентацией для размещения вплотную к стене. Часто такой столик ставят в пристенок
Между окнами, а на пристенок вешают большое зеркало – трюмо (фр. trumeau) для отражения в полный рост. В мебели кронштейн может иметь различное назначение, кронштейн вешалки А также используется как дополнительная деталь для укрепления конструкции – соединения задней ножки с царгой – 6. Консоль как подставка – полка к стене – В, также имеет кронштейн.
Курдмбан (кардибан) – кожа с тисненым или рисованным богатым орнаментом. Применяли для стеновых обоев, обивали мягкую мебель. Изначально выполняли в Испании – в Кордо и в Барселоне. В Испанию техника исполнения пришла от арабов в XI в.