Архитекурные элементы словарь на букву О-П
Орнамент (лат. ornamentum) украшение, художественная отделка как художественно оформленная вещь; по своему стилю он сочетает геометрические или другие стилизованные изобразительные элементы и являющиеся существенным элементом художественного образа в архитектуре и прикладном искусстве.
Орнамент ажурный, сквозной, прорезной, решетчатый, искусно и тонко сделанный. В основе ажурного, как и других орнаментов, не лежит какая-то органическая форма, а он создается с помощью циркуля и лекал, т. е. сконструирован. Ажурный орнамент распространился и на мебель, особенно на стекло двери. Форма этого орнамента очень разнообразна. Наиболее употребительными являются розы, полевые цветы и т. д.: 1 – трехконтурная форма в готическом стиле.
Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны, самыми любимыми являются розы, или различные контурные формы составных частей круга – 2 (соответственно – трехгранная, четырехгранная, шестигранная и формы «рыбный пузырь»); 3 – растительный, 4 – «ушная раковина», или хрящ, орнамент позднего ренессанса; 5 – орнамент мотива 6ароко, состоящий из S‑и С-образных элементов и завитков аканта, 6 – стилизованный в виде шишки пинии, распространенный в восточном искусстве.
Полуколонна – колонна, наполовину выступающая из стены, часто для достижения лучшего визуального эффекта – 1. В мебели используется в оформлении фасадных плоскостей – 2.
Пилястры (фр. pilastre) – четырехгранная полуколонна, выступающий из стены – 1. Она держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену, может быть гладкой, иметь каннелюры, базу и капитель. Часто выступает из стены более чем на половину диаметра. Начиная с Ренессанса встречается и в мебели, главным образом, по бокам шкафов, выполняет роль опоры, или имитирует ее – 2. Также может применяться в оформлении граней при оформлении наружных граней корпуса (соединение дверей и боковой стенки) тогда она закруглена.
Пламенеющая готика (фр. flamboyant) – стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложная форма ажурного орнамента имеет вид языка пламени.
Подзор – декорированная фигурная планка, закрепляется в верхней части открытой емкости. Нижняя кромка фигурная, может быть с орнаментом.
Пропорции (лат. proportion) – определенное соотношение частей между собой. По Витрувию, соответствие между частями всего произведения и его целым по отношению к его части, принятой за исходную, на этом и основана вся размерность. Пропорции как средство гармонизации привлекали и привлекают внимание ученых и дизайнеров всех времен. Геометрическое подобие отрезков и фигур является признаком пропорциональной зависимости – 1 и 2. Графическое выражение пропорционально зависимостей: По арифметической прогрессии, 4 – по геометрической прогрессии при к = 1,2 (к> 1). Приведены соответствующее пропорции тумбы с ящиками.
Особое место занимает пропорция «золотого сечения» – 5, известная архитекторам и художникам античности. Ряд «золотого сечения»: 0,146–0,236 –
0, 382 – 0,618 – 1,00 – 1,618 – 2,618 и т. д.
- сумма двух соседних членов этого ряда равна следующем его члену. При выражении такого ряда целыми числами: 3 – 5 – 8 – 13 – 21 – 34 – 55 – и т. д. ряд Фибоначчи (итал. математик XIII в.). Схемы формирования фигур – б.