Шеллачная политура

Шеллачная политура


Политурами называются растворы обыкновенного или отбеленного шеллака или копала в крепком спирте.


Состав шеллачной политуры: шеллак— 100 г, спирт 96%—1 л.


Шеллак измельчают и засыпают в бутылку, затем подливают спирт и содержимое время от времени сильно встряхивают. Подогревать смесь не следует. Раствору дают отстояться и после продолжительного отстаивания сливают чистую политуру.


Чистый раствор можно также получить путем фильтрования через фильтровальную бумагу или войлок.


Восковая мастика


Восковая мастика— раствор воска, оставляющий после испарения растворителя матово-блестящий слой.


Состав мастики (по весу):


1) 100 г воска, 1 л скипидара или 2) 85 г белого воска, 20 г белой канифоли, 1 л скипидара.


Наскобленный или настроганный воск расплавляют на слабом огне или лучше в водяной бане .в глиняной посуде. Когда воск расплавится, прибавляют скипидар до тех пор, пока масса при охлаждении не образует мягкую, густую, тягучую (не крепкую) пасту.


Целлюлоза


Целлюлоза получается путем обработки волокон хлопка или древесины различных деревьев. Для получения нитролаков применяют хлопчатобумажную целлюлозу или целлюлозу, получаемую из древесины сульфитным1 методом (сульфитный метод заключается в обработке древесной щепы под давлением и при высокой температуре кислым сернокислым кальцием (CaHSO4). Полученная таким образом целлюлоза представляем собой белую волокнистую массу.


Нитроцеллюлоза, или азотнокислый эфир целлюлозы, получается в результате обработки целлюлозы азотной кислотой. При этом целлюлоза приобретает способность растворяться в целом ряде лаковых растворителей и образовывать хорошую лаковую пленку.


В зависимости от характера обработки азотной кислотой получают нитроцеллюлозу в виде колокоилина (с содержанием азота от 11 до 12%) или в виде пироксилина (содержание азота 12,5—13,9%).


Для изготовления лаков применяют колоксилин.


Ацетилцеллюлоза получается при обработке целлюлозы крепкой уксусной кислотой и уксусным ангидридом в соединении с серной кислотой.


Давая пленку, по качествам не уступающую нитроцеллюлозной, ацетилцеллюлоза обладает более высокой теплоустойчивостью. Нитроцеллюлоза начинает разрушаться при нагревании до 120—140°; ацетилцеллюлозу без опасения можно нагревать до 200—230°.


Протравы


Протравы. В декоративных целях иногда бывает желательно оттенить натуральный рисунок древесины — текстуру — или же придать древесине иную окраску, не затеняя текстуры. Эта операция осуществляется путем нанесения специальных красителей—протрав. Протравами являются водные, реже спиртовые растворы растительных или анилиновые красители.


Коричневая протрава (под орех). 1. Одну часть бейца (ореховая протрава) растворяют в 10—60 частях теплой, лучше горячей, воды, в зависимости от желаемого оттенка. Раствор 1 1:10 дает густой темнокоричневый цвет. Добавление 0,01% едкого натра или 1% нашатырного спирта усиливает тон цвета и повышает кроющую способность раствора.


2.Одна часть кампешевого раствора, Прокипяченная в 10—60 частях воды, дает красивую коричневую окраску с фиолетовым оттенком.


3.Раствор марганцовокислого калия желаемой консистенции дает серовато- фиолетовую окраску, густота тона которой зависит от крепости раствора.


Черная протрава (под черное дерево).


1.25—30 частей нигрозина растворяют в 1000 частях теплой воды.


2.10%  раствор кампешевого экстракта (наносится первым слоем. После высыхания наносится слой 2%-ного раствора двухромовокислого калия. Цвет получается интенсивно черный с сизым отливом.


Оранжевая протрава (под красное дерево) — 2%-ный раствор двухромовокислого кали. Дубовая древесина, покрытая этим раствором, вследствие соединения с дубильной кислотой окрашивается в коричневый цвет.


Красная протрава—1%-ный раствор кармина или сафронина.


Зеленая протрава — раствор 20 частей яри медянки в 100 частях уксуса. Перед употреблением раствор подогревают и наносят теплым.


Серая протрава для клена—1 часть нигрозина в 1000 частях воды.


Серая протрава для дуба — 1 часть железного купороса в 200 частях воды.


Перед нанесением протравы древесину тщательно зачищают шкуркой и протирают от пыли. Протраву наносят вручную тампоном, равномерным слоем в одно или два покрытия.


Лиственные породы хорошо поддаются протраве, хвойные окрашиваются неравномерно. Береза хорошо подделывается под черное дерево и под серый клен и грубо — под красное дерево. Бук хорошо окрашивается под орех, красное и черное дерево. Дуб хорошо протравливается под черное дерево и под мореный дуб. Ель грубо подделывается под орех и красное дерево. Липа и сосна для имитации ценных пород на применяются, хотя липа и хорошо принимает протраву.


После нанесения и высыхания протравы древесину полируют или покрывают лаком.