Отделка

Отделка занимает очень важное место в изготовлении деревянных изделий. Она помогает отчетливее выявить контуры сквозной резьбы, предохраняет поверхность древесины от загрязнения и от изменений, происходящих под действием света и воздуха. Отделка сильнее подчеркивает естественный рисунок дерева. Под лаком и политурой текстура дерева кажется более выразительной и сочной.


Разве не приятно посмотреть на зеркально гладкую полированную поверхность, сквозь которую просвечивают играющие па свету золотистые прожилки? Особенно хороша текстура карельской березы, самшита, красного дерева, ореха. Эти породы дерева дают настолько красивый и богатый рисунок, что применяются главным образом в изделиях, не имеющих сквозной резьбы.


Но хорошая отделка — дело трудное, требующее выдержки и навыка. Некоторые думают, что получить глянцевый блеск можно, намазав на поверхности жирный слой лака. Это, конечно, неверно. Большое количество работ было испорчено начинающими такой неумелой «отделкой». Лак или политура, наложенные толстым слоем на не очищенную от пыли и ворса поверхность, образуют шероховатую, мутную корку, которую нельзя исправить, накладывая новые слои. Чтобы и вы не совершили такой же ошибки, прежде чем полировать изделие или покрывать его воском или лаком, хорошенько уясните последовательность работ и проверьте свое умение на пробном образце.


В магазинах шлифовальная шкурка продается под номерами от 12 с самыми крупными зернами до 280 с самыми мелкими зернами. В некоторых магазинах и в литературе можно еще встретить старые обозначения крупности зерен.


Чтобы получить хорошо отшлифованную поверхность, обработку детали, так называемую шнуровку, надо начинать крупнозернистой шкуркой № 16, 20, постепенно переходя к более мелкой, и заканчивать для лакировки— № 140 и для полировки — № 200.


Ни в коем случае не следует шлифовать плохо подготовленную поверхность сразу мелкозернистой шкуркой. Такая шкурка будет только заглаживать бугорки и царапины, которые впоследствии будут портить лаковую поверхность.


Чтобы не сломать мелко выпиленного рисунка детали, шнуровку следует производить на совершенно ровном столе. Стеклянную бумагу прикрепляют к деревянной колодке с ровной нижней плоскостью и закругленными краями. Колодку размером 120Х60X20миллиметров можно сделать самому из пробки или пенопласта. В случае отсутствия этих материалов колодку делают из липы или березы, оклеив нижнюю поверхность сукном. Работа с колодкой, обернутой шкуркой, обеспечивает равномерную шлифовку всей поверхности и предохраняет ажурную резьбу от поломки.


После шкуровки необходимо удалить мельчайшие, незаметные на глаз ворсинки, примятые и вдавленные в поры дерева. Этот ворс, если его не уничтожить, придаст изделию при отделке воском, лаком или политурой неприятную шероховатость. Чтобы поднять ворс, лицевую сторону детали губкой или тампоном слегка смачивают теплой водой. После просушки поднявшиеся волокна удаляют самой мелкой шкуркой. Сушить детали надо в сухом, теплом, очищенном от пыли месте в течение нескольких часов, так чтобы испарилась вся влага не только с поверхности, но и из пор дерева.