Путевые машины

При обслуживании и ремонте железнодорожного полотна совершенно необходимы путевые машины. Они участвуют во всех видах работ технологического цикла, в числе которых:


– содержание и ремонт земляного полотна – в этих видах работ используются путеуборочные машины, путевые струги;


– балластировка пути – в данном процессе принимают участие электробалластеры, путеподъемники и др.;


– снятие и укладка рельс и шпал – здесь нужны, например, путеукладчики, рельсоукладчики;


– выправка пути – в этих случаях применяются рельсосварочные машины, сверлошлифовалка и пр.;


– определение состояния пути – осуществляется с помощью путеизмерителей.


Помимо этого, при строительстве, ремонте и обслуживании железной дороги не обойтись без такого оборудования как:


– подъемный кран;


тележка однорельсовая;


– бульдозер;


– снегоочиститель;


– пневмообдуватель;


– газо- и электрообогреватель;


– ленточный конвейер и др.


Конструктивно путевые машины выполняются на:


– железнодорожном ходу;


– гусеничном ходу;


– рельсово-пневмоколесном (комбинированном) ходу.


По особенностям применения путевые машины относят к одному из типов:


– легкому;


– тяжелому.


Машины, относящиеся к легкому типу, могут быть в любой момент сняты на обочину ж.-д. пути и поэтому используются в интервалах между следованием составов. Их, как правило, используют для работ небольших объемов. К таким путевым машинам относят:


– мотодрезины;


– рельсосверлильные, рельсошлифовальные станки, шурупогайковерты и прочий механизированный путевой инструмент;


– дефектоскопные, путеизмерительные тележки и пр.


Машины тяжелого типа являются несъемными и задействуются только на перегонах, закрытых для движения подвижного состава. То есть они могут «потребовать» нарушения графика следования поездов, однако их применение оправдано, поскольку они отличаются значительно большей производительностью по сравнению с легким типом.


Перспективными направлениями развития путевой техники являются:


– повышение надежности;


– снижение энергоемкости;


– унификация деталей и узлов;


– совершенствование систем автоматизации управления;


– удешевление используемых для их создания материалов;


– усиление защиты обслуживающего персонала от вредных факторов – вибрации, пыли, шумов.