Путевые машины
При обслуживании и ремонте железнодорожного полотна совершенно необходимы путевые машины. Они участвуют во всех видах работ технологического цикла, в числе которых:
– содержание и ремонт земляного полотна – в этих видах работ используются путеуборочные машины, путевые струги;
– балластировка пути – в данном процессе принимают участие электробалластеры, путеподъемники и др.;
– снятие и укладка рельс и шпал – здесь нужны, например, путеукладчики, рельсоукладчики;
– выправка пути – в этих случаях применяются рельсосварочные машины, сверлошлифовалка и пр.;
– определение состояния пути – осуществляется с помощью путеизмерителей.
Помимо этого, при строительстве, ремонте и обслуживании железной дороги не обойтись без такого оборудования как:
– подъемный кран;
– тележка однорельсовая;
– бульдозер;
– снегоочиститель;
– пневмообдуватель;
– газо- и электрообогреватель;
– ленточный конвейер и др.
Конструктивно путевые машины выполняются на:
– железнодорожном ходу;
– гусеничном ходу;
– рельсово-пневмоколесном (комбинированном) ходу.
По особенностям применения путевые машины относят к одному из типов:
– легкому;
– тяжелому.
Машины, относящиеся к легкому типу, могут быть в любой момент сняты на обочину ж.-д. пути и поэтому используются в интервалах между следованием составов. Их, как правило, используют для работ небольших объемов. К таким путевым машинам относят:
– мотодрезины;
– рельсосверлильные, рельсошлифовальные станки, шурупогайковерты и прочий механизированный путевой инструмент;
– дефектоскопные, путеизмерительные тележки и пр.
Машины тяжелого типа являются несъемными и задействуются только на перегонах, закрытых для движения подвижного состава. То есть они могут «потребовать» нарушения графика следования поездов, однако их применение оправдано, поскольку они отличаются значительно большей производительностью по сравнению с легким типом.
Перспективными направлениями развития путевой техники являются:
– повышение надежности;
– снижение энергоемкости;
– унификация деталей и узлов;
– совершенствование систем автоматизации управления;
– удешевление используемых для их создания материалов;
– усиление защиты обслуживающего персонала от вредных факторов – вибрации, пыли, шумов.